Викторина по менеджменту
План урока
Учебная дисциплина: «Основы менеджмента»
Тема урока:«Итоговое занятие в форме викторины»
Форма урока:викторина
Форма обучения:коллективная работа
Методы обучения:словесные, наглядные
Тип урока:урок контроля знаний
Цели урока:
образовательная: обобщение и систематизация материала, контроль знаний обучающихся;
развивающая: развивать речь, внимание, память, логическое и творческое мышление;
воспитательная: воспитывать чувство коллективизма и самостоятельность.
Оснащение урока:
а) мультимедийная презентация;
б) карточки заданий.
Литература:
Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования. – 2 изд., стер. – М.: Академия, 2002.
Конькова О.С. Культура русской речи: Учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов. – Мичуринск: МГПИ, 2005.
Ресурсы Интернета.
Ход урока:
Конкурсы:
1. Письменный тест.
2. Конкурс чтецов.
3. Блиц-опрос.
4. Решение задач.
5. Составление комментария к крылатым выражениям.
6. Домашнее задание. Инсценировка сказки об идеальном менеджере.
1. Письменный тест
Задание: Ответьте письменно на вопросы:
1. Во время деловых встреч
А) только мужчины должны встать, обменяться рукопожатиями и представиться друг другу;
Б) только женщины должны встать, обменяться рукопожатиями и представиться друг другу
В) вставать для обмена рукопожатиями или официального представления не нужно никому;
Г) и мужчины, и женщины должны встать для обмена рукопожатиями и официального представления.
2. Для удобочитаемости бейдж с именем нужно носить
А) на левой стороне груди;
Б) на правой стороне груди;
В) на левом бедре;
Г) на ленточке на шее.
3. Если вы получите электронную почту с незнакомого адреса и поймете, что письмо адресовано не Вам, то вы:
А) просто отошлете письмо обратно;
Б) отошлете письмо обратно с объяснением, почему Вы так поступили;
В) посчитаете письмо спамом, удалите его и забудете;
Г) распечатаете и оставите на принтере, надеясь, что кто-то другой с ним разберется.
4. Если вам позвонит раздраженный клиент и начнет жаловаться, то вы:
А) попросите его подождать, выйдете в коридор и дадите себе время остыть;
Б) скажите позвонившему, что он не туда попал, и повесите трубку;
В) останетесь совершенно спокойны, выслушайте жалобы и постараетесь быстро помочь клиенту сами или найти того, кто в состоянии сделать это;
Г) сразу позвоните звонящего на место, прикрикнув на него еще громче. В конце концов, никто не имеет права разговаривать с вами в таком тоне.
5. Если Вам нужно представить друг другу двух человек, но Вы забыли имя одного из них, то, как Вы выйдете из положения?
А) спросите: «Разве Вы не знакомы?»;
Б) признаетесь: «К сожалению, я забыл Ваше имя. Представьтесь еще раз, пожалуйста;
В) ничего не станете предпринимать и подождете, пока они сами познакомятся;
Г) извинитесь: «Простите, когда нас представляли друг другу, у меня был ужасный день. Пожалуйста, повторите свое имя»;
Д) Вообще ничего не станете делать. В конце концов, Вы не хотите опозориться и смутить других.
6. Вы обедаете с важной персоной, и вдруг у Вас звонит мобильный телефон. Ваши действия:
А) отвечаете и быстро завершаете разговор;
Б) делаете вид, что телефон звонит не у Вас;
В) Извиняетесь и выключаете телефон, ведь человек, с которым вы сидите за одним столом, для Вас гораздо важнее;
Г) извиняетесь, встаете из-за стола, выходите из зала и отвечаете на звонок.
7. За деловым обедом Вы замечаете, что человек, сидящий слева от вас, берет хлеб с Вашей тарелки для хлеба. Что Вы сделаете?
А) скажите ему, что он ошибся, и попросите вернуть Вам Ваш хлеб;
Б) ничего не скажете и будете есть хлеб соседа справа;
В) ничего не скажете и будете убеждать себя, что Вам все равно не хотелось хлеба;
Г) попросите официанта принести еще хлеба и положите его на край своей тарелки.
8. Вы находитесь в зарубежной командировке, и Вас пригласили в гости. На стол подают местный деликатес, который Вы ни за что в жизни не станете пробовать даже у себя дома. Ваши действия:
А) вежливо говорите «нет, спасибо» и спрашиваете, что еще можно поесть;
Б) ковыряете вилкой деликатес и делаете нарочито недовольный вид;
В) пробуете деликатес и едите столько, сколько можете;
Г) едите, но даете понять хозяину, что Вы делаете это только для его удовольствия.
2. Конкурс чтецов
Задание:Прочтите скороговорки:
1. Курьера курьер обгоняет в карьер.
2. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
3. Водовоз вез воду из-под водопровода.
4. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
5. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
6. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
7. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
8. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
9. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы две недели карамель на мели ели.
10. Всех скороговорок не скороговоришь, не перевыскороговоришь.
3. Блиц-опрос
Ученые доказали, что первое впечатление о человеке формируется всего за 30 секунд. А вот, для того, что бы неверное впечатление было разрушено необходимо как минимум 5 лет. Поэтому, конечно, менеджер должен стремиться выглядеть солидно.
1. Что формирует положительный имидж делового человека?
Ответ:
Привлекательный внешний вид
Грамотная речь
Независимое естественное поведение
Достойные манеры
Спокойная реакция на критику и на похвалу.
2. Назовите цвета, которые наиболее подходят для костюма успешного менеджера? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Синий – цвет движения, ассоциируется со стремлением к лидерству.
Серый – свет статики, ассоциируется со стабильностью, консерватизмом и постоянством.
Менеджер должен не только владеть техникой ведения деловой беседы, но и уметь грамотно выслушать партнера по бизнесу. Для этого ему необходимо соблюдать определенные правила.
3. Какие Вы дали бы советы идеальному слушателю?
Ответ:
- Повернитесь к собеседнику лицом.
- Поддерживайте визуальный контакт.
- Не прерывайте и не перебивайте собеседника.
- Не смотрите на часы.
- Не заканчивайте предложение за собеседника.
- Задав вопрос, дождитесь ответа.
- Примите соответствующую позу. (Не разваливайтесь на стуле, говоря тем самым клиенту: «Ну рассказывай, я тебя слушаю». Сидите прямо, наклонитесь слегка вперед. Наклон вперед свидетельствует о заинтересованности человека.)
- Не ведите переговоры, если вы себя плохо чувствуете.
- Кивайте.
- Установите вербальную обратную связь. («Да, конечно, это интересно…» и т.д. – все это вербальная реакция, подтверждающая, что мы слушаем нашего собеседника. Всем нам необходимо подтверждение того, что нас слушают.)
- Задавайте уточняющие вопросы.
Наполеон Бонапарт как-то сказал: «Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно». Для того чтобы руководить людьми, необходим определенный набор личностных качеств.
4. Перечислите основные качества менеджера.
Ответ:
- стремление к достижению цели. Настоящий лидер тратит большие усилия на достижение своих целей. Он инициативен, энергичен и настойчив;
- желание быть лидером. Лидер стремится влиять на других, вести людей за собой. Он готов брать на себя ответственность;
- честность и прямота. Лидер умеет строить отношения с подчиненными на основе взаимного доверия, так как слово у него не расходится с делом;
- уверенность в себе. Люди хотят, чтобы их лидеры не сомневались в самих себе. Лидеры должны демонстрировать уверенность в себе, чтобы убедить других в своей правоте;
- интеллектуальный потенциал. Лидеры должны обладать высоким уровнем интеллекта, чтобы уметь собирать и обрабатывать большие объемы информации. Они должны уметь строить долгосрочные планы и принимать правильные решения;
- навыки и знания. Эффективный лидер знает свою отрасль и компанию. Это позволяют ему принимать правильные решения и понимать их последствия;
- обратная связь. Лидер постоянно требует ответной реакции на свои указания и просьбы, для того чтобы убедиться в том, что подчиненные его правильно поняли;
- контроль над эмоциями. Лидер постоянно себя контролирует и адекватно реагирует на полученную информацию.
- Хороший руководитель - это человек, который непрерывно изучает новое, готов прислушиваться к советам как работников своей компании, так и других.
5. Как Вы считаете, понятия «руководитель» и «лидер» - это равноценные понятия, или нет? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Нет, «руководитель» - это должность, «лидер» - личностное качество.
В менеджменте формы власти классифицируют так: 1) власть, опирающаяся на принуждение; 2) власть, базирующаяся на вознаграждении; 3) экспертная власть; 4) эталонная власть; 5) законная власть.
6. Поясните, что такое эталонная власть?
Ответ:
Эталонная власть – это власть примера, основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать.
Стрессоустойчивость – это одно из профессиональных качеств современного руководителя. Человек согласно своей физиологии не может концентрировать внимание на чем-либо более 20 мин., после внимание начинает рассеиваться, и наступает фаза утомляемости. Систематическая утомляемость ведет к серьезным физиологическим и психическим нарушениям деятельности организма человека. Наука менеджмент отводит большое внимание этой проблеме.
7. Как правильно отдыхать?
Ответ:
Нельзя отдыхать стихийно, нужно отдыхать циклично. Лучше отдыхать активно. На 1 час работы взрослому человеку необходимо – 5 мин. отдыха.
Римский поэт эпохи Цезаря Публий Сир писал: «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими»
Для того, что стать хорошим менеджером необходимо прежде всего научиться планировать свою деятельность. Время – это уникальная ценность. Многие ученые считают, что человечество не ценит время, так как оно измеряется в абстрактных единицах. Если мы приучим себя постоянно мысленно переводить эти абстрактные единицы в реальные предметы, которые можно изготовить за это время, то сбережем свое время, а значит свою жизнь.
8. Как правильно планировать свое временя?
Ответ:
Научиться расставлять приоритеты.
Награждать себя за что-то сделанное вовремя.
Вести блокнот, в котором помещать планы на каждый день.
9. На какие три вопроса призвано ответить планирование как важнейшая функция менеджмента?
Ответ:
Где мы находимся в настоящее время. Руководители должны трезво оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы.
Куда мы хотим двигаться. Руководители при выборе направлений развития организации должны оценивать возможности и угрозы в окружающей среде (конкуренция, клиенты, законодательство, политика, экономика и др.)
Как мы собираемся это сделать. Руководители должны решить как в целом, так и в частностях, что делать для достижения поставленных целей.
10. Перечислите виды планов.
Ответ:
Долгосрочные (10-15 лет)
Среднесрочные (3-5 лет)
Краткосрочные или текущие (1-2 года)
Оперативные (10-12 рабочих дней)
Существует три стиля руководства: авторитарный; демократический; либеральный.
11. В чем заключается авторитарный стиль руководства? Когда такой стиль руководства необходим?
Ответ:
Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных.
Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.
12. В чем заключается либеральный стиль руководства? Когда такой стиль руководства возможен?
Ответ:
Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.
Особенности.
1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.
2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.
13. Какие переменные вбирает в себя внутренняя среда организации?
Ответ:
Цель, задачи, структура, технология, люди.
14. Что такое специализированное разделение труда?
Ответ:
Специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
15. Перечислите факторы, которые относятся к внешней среде организации прямого воздействия?
Ответ:
Поставщики, конкуренты, потребители, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие представляет собой акционерное общество).
16. Что относят к основным факторам внешней среды организации косвенного воздействия?
Технология, состояние экономики, социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местными управляющими организациями.
17. Какова главная цель любой организации?
Ответ:
Получение прибыли.
По механизму функционирования все организации делятся на механические и органические. Для механического типа организаций характерно централизованное принятие решений, жесткая иерархия власти и узко определенная ответственность в работе.
18. Приведите типичный пример такого рода организации.
Ответ:
Образцовая армия
Организации органического типа характеризуются: значительной самостоятельностью отдельных звеньев, слабой иерархичностью и преобладанием неформальных отношений.
19. В каких сферах деятельности преобладают подобные организации?
Ответ:
В организациях, связанных с инновацинными процессами, научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками и внедрением их результатов.
Доказано, что до 15% рабочего времени расходуется на конфликты и постконфликтные состояния (переживания, самоутверждение в своей правоте и т.п.).
20. Конфликт отрицательно действует на эффективность деятельности организации?
Ответ:
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами. Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений - это нормальное явление, факт существования человечества, условие эволюционного развития.
Бесконфликтность (безразличие ко всему), как и очень высокая конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации. Бесконфликтность - это индикатор того, что в организации отсутствуют новые идеи, инициатива и т.п.
Американский политик рубежа 19-20 вв. Теодо́р Рузвельт утверждал, что «в момент принятия решения самое лучшее, что можно сделать – это принять верное решение, хуже – принять ошибочное решение, и самое худшее – не принять никакого решения (бездействовать).
21. Назовите методы принятия управленческих решений?
Ответ:
1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;
2) метод, основанный на принятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и прежде всего электронно-вычислительной техники.
В Древнем Риме словом stimulus обозначали заостренную палку, которой, в зависимости от обстоятельств, воевали или подгоняли быков с пастбища. Ткнёт пастух быка, тот "простимулируется" и бежит в нужном направлении.
Современный менеджмент приимущественно базируется на системе поощрения.
22. Назовите современные методы повышения мотивации персонала.
Ответ:
а) стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);
б) собственно мотивирование, то есть создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности.
23. Что такое предварительный контроль? Приведите примеры?
Ответ:
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Например: входной контроль качества сырья и материалов, направляемых в производство; ознакомление с документами кандидата на вакантную должность.
24. Что относят к числу разрешенных методов психологического воздействия в менеджменте?
Ответ:
К числу разрешенных способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намек, комплимент, похвала, просьба, совети т.д.
4. Решение задач
Задание:Найдите выход из сложившихся проблемных ситуаций:
1. Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категоричной форме:
Вы обязаны (должны)…
Как можно побудить к действию человека в более деликатной или нейтральной форме?
Ответ:
Разрешите (позвольте) дать Вам совет…
Разрешите предложить Вам…
2. Извинитесь за поздний звонок перед коллегой.
Ответ:
Прошу прощение за столь поздний звонок, но, к сожалению, это необходимо, поскольку…
3. Поблагодарите своего подчиненного за проделанную работу.
Ответ:
Разрешите (позвольте) выразить огромную благодарность…
Нет слов, чтобы выразить Вам мою благодарность!..
4. Попробуйте вежливо отказаться в просьбе ответить на вопрос, в котором Вы не компетентны.
Ответ:
К сожалению, я вряд ли отвечу в настоящее время на Ваш вопрос, мне необходимо некоторое время для того, чтобы уточнить…
Рад бы Вам помочь, но…
Мне очень жаль, но в данный момент то, о чем Вы просите, просто невыполнимо…
Согласно принципу японского менеджмента, впечатление о фирме создаётся по первому телефонному звонку в неё.
5. Отвечать ли на телефонный звонок, если у Вас посетитель?
Ответ:
Да, но извиниться в трубку и перед посетителем, попросив подождать немного того, кто в этой ситуации вам покажется более важным. Если разговор по телефону можно возобновить позже, договоритесь об этом, если нет, попросите посетителя, «не теряя мысль», дать возможность закончить разговор.
6. Если у Вас обеденный перерыв, но вы в кабинете, как реагировать на телефонный звонок?
Ответ:
Снять трубку, узнать кто звонит, и, если возможно, перенести разговор. При этом постарайтесь не потерять потенциального клиента, ведь результативный деловой разговор улучшит ваше самочувствие скорее, чем обед.
5.Составление комментария к крылатым выражениям
1) Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно.
Гиппократ
2) Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.
Луций Сенека
3) Никогда не доверяйте тем подчиненным, которые не находят у начальства никаких изъянов.
У. Коллинз
4) Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее, а тот, кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым.
Джордж Оруэлл
5) Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами.
6) Хочешь помочь человеку – дай ему не рыбу, а удочку.
6. Домашнее задание. Инсценировка сказки об идеальном менеджере.